Главная страница

 
 

 

Роль интеллектуальных состязаний школьников в профессиональном росте учителя физики

В последнее время в Республике Беларусь сложилась достаточно развитая система предметных интеллектуальных состязаний и конкурсов для школьников. В частности, юные белорусские физики имеют богатые возможности в течение учебного года последовательно принять участие в таких республиканских мероприятиях как олимпиада, Турнир Юных Физиков (ТЮФ), конференция школьников. Следует заметить, что активное участие школьника во всех соревнованиях проблематично с точки зрения объема соответствующей нагрузки, хотя временные рамки проведения упомянутых конкурсов принципиально позволяют это сделать.

В рамках настоящего доклада нет возможности (да и необходимости) подробно рассмотреть педагогические и научно-методические различия вышеупомянутых интеллектуальных конкурсов. Подчеркнем лишь, что на наш взгляд, эти формы поиска, отбора и развития одаренной молодежи не дублируют друг друга, а имеют общую стратегическую цель. Это обеспечивается различием в творческой тактике и в форме практического проведения соответствующего состязания.

Предметом нашего обсуждения является обратное влияние подготовки школьников к интеллектуальным состязаниям на личность учителя, его профессиональные навыки, методические принципы.

Не секрет, что, начиная подобную работу, мы в полном объеме не догадываемся о нюансах и «подводных камнях», скрытых в специфике подготовки и участия, например, в олимпиаде. Профессиональное самолюбие педагога иногда не позволяет нам ответить школьнику, что мы не совсем готовы к тому, чтобы серьезно заняться подготовкой школьной команды к олимпиаде. Получить соответствующую информацию и практические рекомендации зачастую негде, да и это требует времени и определенного опыта. Учитель творческого склада в подобном случае решится взяться за серьезное дело и очень скоро поймет, как далеки знания и навыки, получаемые ребятами на уроке от тех, что необходимы для успешного участия в олимпиаде. И дело здесь не столько в том, что плоха школьная программа по физике, сколько в принципиальном различии целей (а следовательно и средств) урока и олимпиады.

Продолжая обсуждение указанного примера, скажем, что выполнение лабораторных работ по соответствующим темам не гарантирует хорошие показатели ребят в практическом туре олимпиады. Учитель, организовывая дополнительные практические занятия, должен изменить методику их проведения, заменив «повелительное наклонение» заданий на констатацию самого задания. Тогда ученику придется самостоятельно выполнять не больше работы, а другую работу: «генерировать» метод измерения, путь его реализации и т.д. Подобным образом и учитель, и ученик приходят к новому качественному уровню подачи и изучения материала.

Анализируя собственный опыт и наработки коллег, работающих с одаренными ребятами, можем констатировать, что подготовка к интеллектуальным состязаниям требует от педагога:

  • организации достаточно объемных внеклассных занятий по всем учебным темам, иногда выходящим за рамки школьной программы;

  • совместного проведения с ребятами дополнительной экспериментально-исследовательской работы по оригинальному материалу;

  • ознакомления с предшествующим опытом проведения подобных мероприятий;

  • организации и контроля индивидуальной самостоятельной работы школьников.

Подводя итог сказанному, заметим, что участие учителя в подготовке школьников к различным интеллектуальным состязаниям является достаточно эффективным механизмом повышения профессионального уровня, расширения сети профессиональных контактов, повышения авторитета учителя среди учеников и педагогической общественности республики.

Л. Маркович

 

К форме для комментария