Транспортная логистика между Россией и Турцией находится на стадии активной трансформации. Многие грузоперевозчики опасаются работать в этом направлении из-за существенных рисков, но некоторые из них осваивают рынок, и контейнерные перевозки из Турции в Россию https://transportir.ru/services/kontejnernye-perevozki-turciya/ пользуется высоким спросом.
Через Турцию проходит большой транзит европейских грузов. Всех грузоотправителей можно условно представить в виде трех групп:
- сомневающиеся — их товар не является санкционным, но преградой становятся возможные вторичные проблемы: трудности с банками и переводами, вторичные санкции, таможенные сложности с переправкой груза и прочие вопросы;
- радикалы — категорически отказываются перевозить груз для российских предпринимателей, при этом отказываются от сотрудничества через нейтральных посредников;
- предприниматели — перевозят санкционные товары, но обращаются к турецким посредникам, т.к. если сами будут строго соблюдать правила, то разорятся.
Схема сотрудничества с турецкими агентами проста. Российский покупатель находит посредника в Турции, озвучивает свои потребности и переводит деньги. Посредник приобретает товар у европейской компании, которая в свою очередь пересылает партию в Турцию. Затем посредник пересылает груз в Россию. Данная сделка совершенно легальна и является реэкспортом.
Наиболее востребованные виды транспорта для перевозки товаров из Турции в Россию — авиационный и морской.
При доставке грузов самолетом не нужно оплачивать НДС и пошлины, но берутся сборы за оформление таможенной документации на реэкспорт. Происходит смена транспортного средства на турецкое с европейского. Далее товар с новой сопроводительной документацией направляется до пункта назначения в России.
На документах указывается или российский, или турецкий получатель. На основании авианакладных груз переадресовывается и отправляется самолетом в Россию. Кроме авианакладной в пакете документов необходимо предоставить invoice (инвойс) с указанием российской компании-получателя.
Расходы на транзитную операцию включают в себя:
- перемещение на экспортный терминал с импортного;
- подготовка и подача T1;
- передвижение груза;
- релиз у турецких авиалиний (THY).
Как показывает практика, на прохождение всех этапов авиационного транзита уходит 2-4 суток.
Морской путь — единственная возможность транспортировать груз из таких мест, как Индонезия, Аргентина, Бразилия и страны Африки. Для них доставка авиатранспортом слишком дорого стоит, а железные дороги не являются актуальными. Отправка товаров осуществляется исключительно морским путем, в коносаменте при этом указывается турецкая компания.
Затем получатель груза выписывает коносамент, в котором конечным покупателем указан покупатель в России. После оформления и транзита груза указывается инвойс к коносаменту, оформляется упаковочный лист и табличка, в которой перечислены количественные характеристики груза.
Предпринимателям, которые работают с санкционными товарами или европейскими поставщиками и не хотят напрямую сотрудничать с Россией, можно задуматься о поиске турецкого контрагента или открытии собственной компании.